Основные понятия о зубчатых передачах

Зубчатая передача состоит из пары находящихся в зацеплении зубчатых колес или зубчатого колеса и рейки. В первом случае она служит для передачи вращательного движения от одного вала к другому, во втором – для превращения вращательного движения в поступательное.

В машиностроении применяют следующие виды зубчатых передач: цилиндрические при параллельном расположении вала, конические при пересекающихся и перекрещивающихся валах, винтовые и червячные при перекрещивающихся валах.

Зубчатое колесо, передающее вращение, называют ведущим, приводимое во вращение – ведомым. Колесо зубчатой пары с меньшим числом зубьев называют шестерней, сопряженное с ним парное колесо с большим числом зубьев – колесо.

В зависимости от профиля зубьев колес различают зацепления трех основных видов: эвольвентные, когда профиль зуба образован двумя симметричными эвольвентами; циклоидальные, когда профиль зубьев образован циклоидальными кривыми; зацепление Новикова, когда профиль зуба образован дугами окружности.

Материалы и термическая обработка
зубчатых колес в Киеве

Зубья колес должны обладать достаточно высокой прочностью, твердостью, способностью сопротивляться истиранию и другими свойствами, обеспечивающими надежную работу зубчатой передачи при наименьших ее габаритах и массе. Поэтому зубчатые колеса в Киеве изготавливают преимущественно из углеродистой и легированной стали с содержанием углерода 0,1-0,6% (для крупных валов – шестерен до 0,9%) с термической или химико-термической обработкой, значительно реже из чугуна и неметаллических материалов – пластмасс. Червячные колеса изготавливают из медных сплавов (бронзы, латуни).

Если термической обработке подвергают все колесо, то ее называют объемной. Более целесообразна термическая обработка путем нагрева и быстрого охлаждения только поверхностей зубьев, которые приобретают твердость при вязкой сердцевине. Такое сочетание механических свойств зубьев, достигаемое также при химико-термической обработке, является благоприятным для работы зубчатой передачи. Нагрев при поверхностной закалке производят токами высокой частоты (ТВЧ), а также в газовом пламени. Наибольшее распространение получила закалка ТВЧ по своему контуру зуба, включая впадину (контурная закалка), или только рабочих поверхностей. Контурная закалка значительно повышает усталостную прочность колеса.

ООО "Альянс-Инжиниринг"
Нижний разделитель
Телефон : 095-3540035 ; E-mail : GDNN@ukr.net ;Адрес : г. Киев